Привет.ру Вход »
ЛюдиБлогиСообщества

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. (Габриэль Шанель)

Автор: Елена
Елена @ (26.10.2011)
Золотое кольцо Прикамья. Пермская деревянная скульптура.
Скульптурные изображения персонажей и сцен из Ветхого и Нового Заветов — древнейшая традиция христианства и  до сложного периода иконоборчества в VIIIв.-нач. IX в. скульптура была представлена как в восточных, так и в западных храмах. 
Она существовала во многих древнерусских храмах: например в Дмитровском соборе 12 века во Владимире или в Великом Новгороде.
 Параскева Пятница, XVI в., В. Новгород Софийский Собор
 

[cut Читать дальше...]
Развитие  храмовой пластики из дерева на протяжении истории в России шло своим  непростым путем. 
С одной стороны, традиция бытования скульптуры в русских православных храмах не противоречит основным догматам Церкви. 
Но осуждения (запреты) все-таки существовали  .
В  17 веке,  по завершении Смутного времени осуждение вызывало  сходство деревянных резных икон со скульптурами католических храмов,  которым покровительствовал Лжедмитрий, что повлекло обилие обличительных проповедей, где скульптура называется ложной иконой, предметом поклонения ложных царей, колдунов и еретиков . (Постановления архиерейских Соборов 1666-1667 годов)
А также Святейший Синод, созданный  во времена Петровской реформы своим постановлением от 21 мая 1722г. запрещает "иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные", "от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем, - говорится в указе, - богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды". "В Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался".
Как видно, не последнюю роль здесь играла политика.
Велено было "болванов издолбленных" (отдельно стоящих) из храмов убрать. Разрешено было только применять резные изображения в иконостасах.
Наравне с живописными иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства она входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Древнерусский иконостас имел пластическое оформление (плоскорельефные фигуры святых, зверей, птиц и растительные мотивы на горизонтальных тяблах и Царских вратах, резные иконы в нижнем ставе).
 Фрагмент иконостаса из Пыскорского монастыря Усольского р-на
 
У иконостаса, как правило, стояли киоты со скульптурными изображениями почитаемых святых. Объемная пластика также присутствовала в пространстве храма. 
С середины XVII века декоративная роль деревянной пластики в ансамблевом решении внутреннего убранства церковных строений неизменно возрастает.
 В период барокко  столбы, подпоры  иконостасов, декорировались резьбой изображавшей гирлянды цветов
Фрагменты иконостаса Успенской церкви г.Чердынь 
 
 
 
завитки и раковины
 
врата придела Богоявленской церкви г.Соликамска 
 
 
излюбленные резные фигуры ангелов и т.д. . 
 
фрагменты иконостаса Богоявленской церкви г.Соликамска 18 в.
 
 
 
 
 
 
резные фигурки святых и архангелов (там же)
 
 
 
 
 
иконостас Богоявленской церкви г.Соликамск 18 в.
 
 
Стремление к объемному изображению проявляется и в иконах, мелких медных иконах, на церковных предметах.
 Маленькие медные иконы 19 в. из музея Древнерусского искусства г.Соликамск
 
 
 
 
 
Евангелие 1701 г. из музея древнерусского искусства г.Соликамска 
 
 
Икона Чудо Георгия о змие 19в. из музея г.Соликамска 
 
 
Икона Воскресение Христово. Оклад изготовлен в Москве в мастерской купца Щегляева в 1844г. Музей Истории веры г.Чердынь. 
 
 
 
Икона Богоматерь Одигитрия 18 в. Музей древнерусского искусства г.Соликамска 
 
 
Икона из камня. Богоматерь Одигитрия 19в. Музей древнерусского искусства г.Соликамска 
 
 

Резная икона "Распятие с предстоящими"18-19в.в. г. Усолье .Подобные иконы были распространены на Русском Севере и располагались над входными дверями домов, ворот, часовен
 

И совершенно уникальным явлением в истории храмового искусства  является  Пермская деревянная скульптура XVII—XIX века. Немного истории.

Христианизация Прикамья.
Христианизация Прикамья началась с Перми Великой -Чердыни, и проходила она не просто.  В 15 веке  на этих землях жили коми-пермяки, татары, ханты, манси (вогулы) и русские.
Первая  попытка христианизации населения была предпринята в 1455г., но она закончилась трагично, вогулы убили первого присланного сюда епископа Питирима по дороге в Чердынь . 
Осуществить крещение удалось епископу Ионе, возглавлявшему кафедру Пермской епархии, которую основал в 1383 г. Стефан Пермский.
Св. Стефан -Епископ Пермский Икона из церкви села Лекмортово 19в.
 
Икона святой Герасим, Питирим и Иона - епископы Пермские 19в. г.Чердынь 
 
 
Святой епископ Иона Пермский, евангелист Иоанн Богослов  и св. епископ Иосоаф Белгородский 19в. г.Чердынь 
 
 
 В 1462 г. в городе Чердыни – столице Перми Великой –  был возведен первый христианский храм – церковь Иоанно-Богословского монастыря.
Святые Прикамья
Христианизация многих народов совершалась часто в течение десятилетий, а то и столетий . Народ принимая новую веру , сохранял старые традиции- Масленица, Иван Купала, Ильин день, Коляда, куличи с крашеными яйцами к Пасхе - это все из язычества. И сейчас путешествуя  по дорогам Пермского края можно видеть деревья в ленточках - это тоже какой-то языческий обряд.
 
 
В 2002г. было отпразновано 500-летие крещения Перми Великой - Чердыни.
В этих краях есть свои, особо почитаемые святые.
Св. Николай Мирликийский Чудотворец - один из самых почитаемых святых во всем христианском мире и особо почитаемый на Чердынской земле.
Пермская летопись Василия Шишонка, изданная в Перми в 1882г. сообщает:"Лет через семь, после перевезения тела Михаила Никитича (Романова) в Москву следовательно в 1613-1614 году в версте от деревни Ныробки явилась икона святителя и чудотворца Николая.Это происшествие по преданию случилось так: какие-то купцы  проезжали мимо Ныробка с Бухонина волока; проехав с версту от деревни они увидели стоящую на пеньке икону.Должно быть, не считая себя достойным взять в руки святыню они проехали в Чердынь и объявили о виденном тамошним жителям. Чердынци тот час же поспешили в Ныробку, взяли явленную икону и увезли её в Чердынь. Но на следующее утро иконы не оказалось, её нашли на том самом месте где она и явилась. Чердынцы увезли её к себе  во второй раз, но и в этот раз случилось то же самое. Тогда на месте явления построили маленькую часовню испоставили в неё явившуюся икону. Известие о явлении в Ныробке иконы святителя и чудотворца Николая  достигло до царя Михаила Феодоровича. Он велел тот час же построить в Ныробке деревянную церковь. Скоро разнеслась молва о явленной иконе и в Ныроб, переименованный в погост стали стекаться богомольцы, но уже в 1617 году церковь сгорела, а явленная икона была спасена"
Точный список с явленной Ныробской чудотворной иконы. Музей истории веры г.Чердынь (Местонахождение самой иконы в настоящее время неизвестно).
 
Св.Прокопий Устюжский почитался в Чердынском крае в связи с тем, что Чердынь имела давние экономические и культурные связи с Вологодскими землями. Включение его в духовный мир Чердыни означало признание заслуг Прокопия, молитвенно защищавшего от градобития г.Великий Устюг и пророчески предсказавшего рождение святителя Стефана Пермского, основателя пермской епархии, из которой Пермь Великая приняла православие. Исстари в Чердыни установлен главный престольный праздник Прокопьев день: с крестным ходом, ярмаркой, торжественным богослужением.
Св.Прокопий Устюжский - Христа Ради юродивый Чудотворец
 (кон. 18 - нач. 19 в.)
Параскева Пятница - святая мученица, целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам
Образ мученицы Параскевы Пятницы из музея истории веры г.Чердынь  

Пермская деревянная скульптура
От  крещения Киевской Руси в 988 году, до христианизации Прикамья в 15 веке прошел огромный период времени, и языческие традиции и обычаи ко времени принятия христианства были здесь необычайно сильны. 
Приняв христианство, местное население ещё долго продолжало поклоняться своим языческим богам.
Фотографии коми-пермяков, представленные Рыловым С.В. - фотографом из г.Соликамска в этнографический отдел Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в 1887г. (удостоены большой серебряной медали)
 
 
 
Чтобы приучить язычников к Храму, священнослужители вынуждены были допустить в Храм статуи богов, напоминающих идолов, которых ставили в пещерах или в лесу. Но эти скульптуры были наполнены уже совершенно другим содержанием: страданием, терпением и душой народа.
Из-за удаленности Прикамья святейшие указы доходили до этих мест медленно и скульптура продолжала развиваться, хотя она и не стала органичной составной частью храмов.
Чаще всего деревянные скульптуры  были выносными, либо их прикрывали на время определенных служб. 
Этим статуям поклонялись, их жалели, их одевали и кормили, им меняли обувь, их могли наказывать, перевернув вверх ногами, если те не исполняли желание. Скульптуры выполнены подчас в национальных коми-пермяцких одеждах. По ним можно судить, чем болело коренное население,  рахиты и артрозы здесь налицо.
Самая богатая коллекция Пермской деревянной скульптуры , собранная из многочисленных храмов Прикамья , находится в Пермской художественной Галерее. К сожалению руководство музея категорически запрещает фотографировать скульптуру. В музее не оказалось  в продаже ни книг, ни буклетов , ни даже простейшего набора открыток о деревянной скульптуре. 
Фотографии скульптур можно посмотреть на сайте музея

Христос в темнице - очень частый сюжет в Пермской деревянной скульптуре. Скульптура "Сидящего Спасителя" заменила пермякам-язычникам  почитавшуюся прежде "Сидящую Златую Бабу"
В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке – скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения – унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди. 
 Христос в темнице XVIIIв. из Церкви Воскресения Христова г.Соликамск
 
 Христос в темнице XVIIIв из церкви Преображения в с.Усть-Косьва Ильинского района одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду – синёный шабур.
 
 

 Христос из  часовни Преображенского Собора г.Усолье XVIIIв
 
 
 Христос в темнице из Храма Успения Пресвятой Богородицы  г.Чердынь 
 
 
 
 Спаситель в темнице из Канабековской часовни в Пашийском заводе  1840-гг.


Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Чудотворца Можайского) – одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой. Изваяния Николы Можая заменили в первоначальных православных храмах идола Войпеля, которому,  жители края продолжали поклоняться несколько десятков лет и после принятия христианства в XV веке.

Святой Никола Можайский из с. Покча Чердынского района XVIIIв
 
 
 Святой Николай Чудотворец из г.Чердыни.XVIIIв  отличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма.
 

 Параскева Пятница с предстоящими – святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век
 
Царские врата из с. Ния XVII в.
 

Собор архангелов из с. Гудбор нач.XVIII в.
 
 
Снятие с креста
"Снятие с креста" из  с. Шакшер, 1 пол. XIX в.
 
Ангел 18в. Музей древнерусского искусства  г.Соликамска
 
Сотник Лонгин 18 в. Музей древнерусского искусства  г.Соликамска
 
Богоматерь 18в. Музей древнерусского искусства  г.Соликамска
 
 
 
Архангел 17в. (!) Музей древнерусского искусства  г.Соликамска  
 
 
Иоанн Богослов  18 в Музей древнерусского искусства  г.Соликамска 
 
 
Распятия

Распятие XVIII в. из Богоявленской церкви г. Соликамск
 
 
фигура распятого Христа (крест не сохранился) XVII века из часовни при кладбище Жен Мироносиц церкви в г. Соликамск.

По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.
 
Распятия из  Храма Успения Пресвятой Богородицы  г.Чердынь 
 
 
 
Распятие из Музея Усадьба Голицыных г.Усолье 
 
 

И вот такое распятие XVII века из села Вильгорт
 
До сих пор не ясно, чего в этих скульптурах  больше - языческих традиций или западного влияния. Где еще так явно можно увидеть в распятом Христе национальные черты татарина, или коми-пермяка.
 
 
 
 
 
Усть-Сысольский Христос деревянный
С монголоидным круглым лицом
И усами, скуластый и странный,
Может верным служить образцом
Местных мук и пермяцкой печали,
Разведенных на камской воде.
Что за блеклые краски и дали!
А страданья примерно везде
Одинаковы, разве чуть глуше
На Урале они и темней.
Кто считает несчастные души
Среди бревен, болот и камней?
У природы суровой и хмурой
Есть резон и величье свое.
Любовался я бедной скульптурой:
Не молиться же мне на нее!
Да и как? Все равно не умею.
С той и с этой зайду стороны,
Понимая: еще пожалею
Там, где счастливы все и равны.
(Александр Кушнер)

Готовя этот пост я с удивлением обнаружила, что , например, в Вологодском музее в запасниках хранится очень большая коллекция храмовой деревянной скульптуры во многом схожей с Пермской и которая до сих пор нигде не выставлялась.
Хранилище Вологодского музея
 
[/cut]